Qazaqsha | Русский
Almaty qalasy mektepteri
» » Художественный текст и его концептуальное пространство (на примере исследования концепта «память» в прозе Г.Бельгера)

Художественный текст и его концептуальное пространство (на примере исследования концепта «память» в прозе Г.Бельгера)

Qosyldy: 10.12.20
Аvtor: admin14
Rubrika: Aqparat
Pikirlerи (0)

Мировосприятие и взаимодействие с окружающей социальной средой и реальностью у творческой личности всегда уникально и самобытно. Выявление особенностей творчества, индивидуального стиля и манеры писателя представляется возможным благодаря экспликации концептов в художественном тексте. Несмотря на немалый накопленный опыт его изучения, в теории концепта остаются нерешенными еще многие вопросы. Так, например, требуют особого внимания вопросы способов описания и выражения концептов, их взаимосвязи с такими явлениями, как текст, миф, знак, символ.

Самыми распространенными в филологической науке наших дней    являются классификации, в основу которых положен содержательный признак концепта. В соответствии с ними концепт представляет собой элемент общей человеческой культуры, «живущий» в сознании как целых народов, отдельных этносов, так и отдельных социальных групп и конкретных индивидуумов. Репрезентация же концептов в художественном тексте во многом зависит от содержательного наполнения языковых единиц, через которые он представлен в тексте, и от индивидуально-авторского восприятия мира. Концепт, по определению Ю.С. Степанова, – это «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт — это то, посредством чего человек – рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» – сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее».

Целью данной статьи является установление особенностей репрезентации концепта «память» в художественном мире Г.К. Бельгера, на примере его произведения «В отчем доме». Данный концепт он активно использовал как в художественных, так и в публицистических произведениях, делясь своими собственными размышлениями или используя его в монологах героев. Понятия «память» и «история» в произведениях Г. Бельгера (роман-исповедь «Зов», романы «Туюк су», «Разлад» и др.) семантически тесно связаны между собой, являются универсальными, свидетельствуют о народном опыте, событиях прошлого и судьбах людей и часто использовались им в многочисленных монологах-рассуждениях их героев. 


Г.К. Бельгер – выдающийся писатель, прозаик, переводчик, чье творчество можно считать по праву наследием не только нашей страны, но и всей мировой литературы в целом. Уникальное сочетание трех разных и в то же время похожих культур – русского, казахского и немецкого народов – в своем единстве демонстрирует неповторимость и особенности стиля этого писателя. Лауреат Президентской премии мира и духовного согласия, Г.Бельгер обладает способностью «вчувствоваться» в своеобразие художественных культур, он делает понятной чужую культуру для представителя другой национальности, воспроизводит чужое, художественно сложившееся восприятие жизни. Это дает редкую возможность увидеть и понять, что разные культуры и народы не могут существовать изолированно друг от друга, все взаимодействует между собой в диалоге, по словам М.М.Бахтина.  

Сама история культуры – это своеобразная история передачи и закрепления однажды приобретенного опыта, который, в конечном счете, становится достоянием не только многих культур, но и человечества в целом. Культура же хранится и передается из поколения в поколение. Благодаря культурной памяти народа происходит процесс трансляции культурных смыслов, культурная память – это своего рода знание, управляющее и ведущее общество, которое повторяется из поколения в поколение. Индивидуально-авторский мир писателя формируется под влиянием этой самой культуры и накопленного в течение жизни опыта.

Одним из лучших произведений казахстанского писателя, которое заставляет задуматься над философским смыслом бытия, сущности жизни, вечной памяти, стал его  рассказ «В отчем доме». Именно в нем так ярко и образно эксплицируется концепт «память», с помощью которого воплощаются в художественном тексте воспоминания о прошлом. 

В суете жизни и в вечной спешке мы редко задумываемся о прошлом или о будущем, не задаемся вопросами: «Что есть жизнь для нас? Из чего она состоит?». Так и главный герой рассказа спрашивает у самого себя: «Из чего все сплетено? И из чего сплетена человеческая жизнь?». С этих строк начинается повествование, и это невольно побуждает читателя задаться тем же вопросом. Никогда не удается остановиться хоть на миг и взглянуть на все со стороны: кажется, что нигде нет спасения, и везде только гиблая топь, тщеславие и видимость происходящего: «В самом деле: суета засасывает, как гиблая топь, и не так-то просто вырваться из этого круга самообольщения, из этого представления и найти такую точку в пространстве, с которой удалось бы взглянуть на все вокруг чуть-чуть со стороны…»

Авторитетный мыслитель Серебряного века, философ Ф.А.Степун, как и многие его современники, размышлял о феномене памяти: «Сущность памяти – в спасении образов жизни от власти времени. В отличие от воспоминаний, всегда стремящихся «вернуть невозвратное», память никогда не спорит со временем, потому что она над ним властвует. Для неё, в её последней глубине, неважно, умирает ли нечто во времени или нет, потому что в ней всё восстаёт из мёртвых…вот почему в ней легко совмещаются несовместимые во времени явления».

          Для героя Бельгера спасение видится в родных местах, там, где он чувствует себя защищенным, где живет его память: «Моя точка опоры на земле – отчий дом. Возможность побывать в нем и есть мое счастье, мое главное, неповторимое богатство, моя мудрость и отрада, чего большинство моих сверстников – к большой беде – давно лишено». Наконец он приезжает в отчий дом, и воспоминания чередой всплывают в его сознанииОн вспоминает своих родственников, свою мать и отца: «Дух захватывает, когда представишь, сколько вмещает в себя человеческая память. Мои родители, раскрутившие восьмой десяток, прожили, по существу, множество жизней». Перед ним встают картины из жизни родителей, и собственная жизнь проходит перед глазами: «….словно разом обрушилось прошлое-настоящее, и маленькая, седая, смугловатая женщина, моя мать, прямо и уверенно сидящая за прялкой, превращается вдруг в шустроглазую девчушку с задорно торчащими косичками, в коричневом платьице с белым кружевным воротничком, в высоких ботиночках и плотных чулках…Я вижу отца, сутуловатого, поджарого, резкого в движениях, импульсивного, мастерящего сейчас что-то во дворе для своих внуков, вижу его долговязым светловолосым подростком-подпаском, мечтающим о краюхе ржаного хлеба и разучивающим на потресканной мандолине – единственном его богатстве – «Интернационал». Он словно путешествует в воображаемом пространстве своей памяти, в его сознании все еще живет то прошлое, которое дает силу продолжать жить дальше. 

Приехав в родной дом, герой рассказа видит, что многое теперь изменилось, его мать и отец уже не такие, как прежде. Вокруг все кипит жизнью, в саду около дома природа наполнена разными звуками: «В отцовском саду слышно, как со старой орешины с сухим шелестом опадают огромные листья, как в оголяющихся ветвях без умолку чирикают суетливые воробьи и глухо воркуют горлицы. В нагревшейся пыли под кустами малины и крыжовника купаются куры…».

Все, что у нас есть – это память, передающаяся из поколения в поколение. Память – это и есть та тонкая и хрупкая нить, которая уходит в неведомую даль времени, становясь достоянием детей, внуков и правнуков: «Станет ли она, память моих родителей, уходящая в неведомую мне даль времени достоянием детей, внуков, правнуков, протянется ли ее трепетная, живая нить ну хотя бы до Вовки, племянника-первоклассника, не находящего себе с утра места, ибо сегодня его должны принять в октябрята?..».

Казалось бы, вокруг царит полная идиллия, но в душе героя почему-то затаилось беспокойство, причину возникновения которого он пока не может осознать. «Беспокойный» мир вокруг также замер в ожидании чего-то: «Светит щедрое солнце, творя мир и благодать, и трещит в углу летней кухни сверчок, и петухи, сомлевшие от тепла, перекликаются по всей улице, я стою под отцовской яблоней, охваченный счастьем встречи со здоровыми и бодрыми родителями в то время, когда сам-то уж, их сын, подбираюсь к полувековой меже, и вокруг простирается огромный, непостижимый, вечно прекрасный и вечно беспокойный мир, замерший в ожидании. В ожидании чего?...». 

Он не в силах понять причину внезапной тревоги и странного предчувствия, мучится этим, пытаясь найти ответ: «Отчего нечаянная тревога? Отчего сердце вдруг сжимается в смутном предчувствии?...что я вовсе не я, а та самая причудливая живая нить, из чего сплетена человеческая жизнь и которая не имеет ни начала, ни конца, – невыразимое словами состояние».Ощущение неизбежного конца, тленности мира, что ничего не вечно на земле – это и рождает те смутные чувства, то предчувствие горя и боли в душе.

Но самое ужасное то, что вместе со всем исчезнет память. Не будет человека – не будет и памяти. Память – это преодоление времени, своего рода, победа над временем. Нет ничего страшнее забытья и беспамятства, непонимания своего существования, и финал рассказа подтверждает эту неумолимую истину жизни: «Торжественно клонится солнце к горизонту. Слабый запах тлена – преющих листьев в саду – струится в воздухе…». Но еще есть надежда на будущее, что заключается в наших потомках, и в них будет жить память о нас. Будут и радости, и надежды, и светлое будущее.

 Герой, биографически очень близкий автору, выступает как носитель родословной памяти о предках. Несмотря ни на что, жизнь бесконечна и всегда прекрасна, и именно эта мысль акцентирована в заключительных строках: «Я стою в отцовском саду под замерзшей и в предзимней печали яблоней, взволнованный, взбаламученный нахлынувшими враз думами и видениями, и тихо удивляюсь тому, как все переплетено и взаимосвязано, как прекрасна и бесконечна жизнь, как неразрывна ее таинственная, волшебная нить…».

Таким образом, одна из важнейших тем в рассказе Г.Бельгера– это тема памяти. Чтобы накопить воспоминания, автору и герою потребовалась целая жизнь, и они боятся потерять их. А они будут, пока есть отчий дом. В рассказе память интерпретируется словом дом как некое абстрактное понятие, тонкая волшебная нить, неуловимое для восприятия ощущение, когда легко можно перенестись из настоящего в прошлое.

Тема памяти здесь является ключевой, равно как и во многих других произведениях Герольда Бельгера. Повествование выстроено в основном на воспоминаниях героя, который, уже будучи взрослым, вспоминает свои детские ощущения, и это фиксирует прежде всего напряжённую духовную работу, некий эмоциональный импульс, мастерски представленный талантом автора. Напомним, что концепт память занимает важное место в русском языковом сознании, а лексические единицы, его эксплицирующие, помогают реконструировать «образ человека» по данным языка.

Память – это переход из настоящего в прошлое, и наоборот. Память, как известно, принадлежит к таинственному миру явлений человеческого сознания и носит сакральный характер. Концепт «память» в рассказе Г.К.Бельгера является связующим звеном в произведении, представляя собой важную грань смысловых пластов художественного мира писателя. Выделение и интерпретация концепта «память» и связанных с ним представлений выступают как способы реконструкции художественного мышления и ментальной сферы сознания писателя.

Художественное пространство текста, которое принято называть художественным миром писателя, в собственно языковом отношении определяют узловые концепты текста, понимаемые как ключевые слова духовной культуры. В качестве такого ключевого слова-концепта в рассказе Г.К. Бельгера «В отчем доме» выступает концепт «память». Концептуальный анализ этого слова показывает, что в художественном мире автора как особой языковой творческой личности «память» формирует свое, присущее именно данному писателю понятийное, смысловое поле. Экспликация концепта «память» в указанном произведении позволила выявить следующие смысловые категории: память как хрупкая нить, память как связь с прошлым и будущим, память – время, память – дом, родословная память, память – предки, память – сама жизнь, память – вечность.

            Данные смысловые категории, образующие смысловое пространство концепта «память», в итоге определяют авторскую картину мира писателя, его особый художественный мир.

Сарсекеева Н.К., 

к.ф.н., доцент КазНУ им.альФараби