ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ̶ ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
Основной целью профессионального образования в Казахском национальном университете имени аль-Фараби является подготовка специалиста высокой квалификации, способного эффективно работать по специальности и конкурентного на мировом рынке труда.
Традиционная подготовка специалистов всё больше отстаёт от современных требований. Основой задачей образования становится необходимость не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений.
В наше время всемирная компьютерная сеть стала не только привычным источником информации и средством общения, но и представляет собой самый мощный фактор мотивации в изучении языков, в частности, русского языка. В этой связи преподаватели кафедры русской филологии и мировой литературы факультета филологии и мировых языков, заведующей которой является доктор филологических наук, профессор Джолдасбекова Б.У., отмечают целесообразность использования различных методических приемов, обеспечивающих коммуникацию между студентами и преподавателем посредством определенной базы данных. Такая работа способствует вовлечению студентов в коммуникативную деятельность и активизации всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования и письма. Следует отметить, что инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. В последние годы разработаны новые интенсивные методы преподавания русского языка как неродного с применением компьютерных технологий, аудио- и видеоматериалов, обучающих программ, имитационно-моделирующих игр и пр. Более того, изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящено разработке интерактивных технологий. Сегодня преподаватели вынуждены создавать привычную атмосферу для студентов, применяя интерактивные методы обучения языку в онлайн режиме с использованием различных гаджетов, имеющихся у всех студентов. Поэтому обращение к интернет-технологиям в целях обучения русскому языку или в целях его изучения становится необходимостью.
Одной из современных эффективных инновационных технологий при обучении студентов казахских отделений университетов русскому языку как неродному является применение в учебном процессе мобильных и интерактивных онлайн-приложений, обучающих образовательных порталов, направленных на формирование навыков и умений аудирования и говорения.
Так, на занятиях по русскому языку преподаватели кафедры активно и успешно используют возможности мобильных приложений WhatsApp и WhatsApp Web, которые являются популярными бесплатными системами мгновенного обмена текстовыми сообщениями для мобильных и иных платформ с поддержкой голосовой и видеосвязи.
Например:
Эти приложения помогают создать поле общения в отсутствии языковой среды, в отсутствии социальной атмосферы общения на изучаемом языке. Преподаватели используют навыки ежедневного общения студентов в социальных сетях и разного рода интернет-мессенджерах с применением различных гаджетов в процессе обучения русскому языку.
Также преподаватели кафедры в ходе занятия используют различные онлайн-приложения, образовательные порталы, игровые сайты, где они заранее готовят задания для закрепления материала. Их применение помогает эффективному усвоению и закреплению лексического, грамматического, страноведческого, теоретического и практического материалов. Использование таких приложений как learningapps.org, quizlet.com, padlet.com и пр. на занятиях по русскому языку экономит время преподавателя на объяснении нового материала и закреплении старого, повышает темп занятия, насыщая его заданиями для самостоятельной работы студентов. Более того, такая работа учит студентов самостоятельно изучать материал.
Примеры:
Таким образом, применение интерактивных приложений в процессе обучения русскому языку помогает развитию креативного мышления, собственного понимания происходящих процессов, применению полученных навыков и умений в профессиональной деятельности, формированию познавательных интересов и интеллектуальному развитию личности, а многосторонность и разнообразие инновационных методик и технологий становится основным фактором успеха в подготовке квалифицированного и конкурентоспособного специалиста.
Мейрбекова М.М., Алдабергенкызы Л.,
КазНУ им. аль-Фараби