Qazaqsha | Русский
Almaty qalasy mektepteri
» » Вековые традиции и обычаи казахского народа

Вековые традиции и обычаи казахского народа

               Вековые традиции и обычаи казахского народа

Казахи – кочевой народ, который сегодня перешел к оседлому образу жизни, но бережно хранит свои традиции, формировавшиеся на протяжении тысячелетий. Постоянные переезды по бескрайним степям, жизнь маленькими группами, особенности религиозных верований – всё это создало уникальный комплекс обрядов и обычаев, которые сегодня принято называть традициями Казахстана. Некоторые традиции помогали развивать практические навыки выживания, другие имели сакральное значение, некоторая часть создавалась для развития взаимоотношений и социализации, а какие-то стали основой для формирования культуры казахского народа и его идентичности.

Сегодня традиции казахского народа– это часть национальной доктрины, которая базируется на четырех принципах: доверие, открытость, терпимость, традиции. Руководство страны поддерживает сохранение и возрождение национальных традиций, существуют организации, ведущие работу по распространению информации об истории и традициях казахского народа.

Традиции гостеприимства в Казахстане

Традиции гостеприимствав Казахстане очень похожи на все восточные устои - очень уважительное отношение к гостям. И при этом, в прошлом, у казахов были очень строгие выговоры за плохую встречу гостя, даже если это незваный гость. Прием гостей начинался с приветствия, затем гостя усаживали на самое почетное место, обычно это дальняя часть в центре юрты, и после этого гостя угощали кумысом, различными закусками, и подавали мясо. В некоторых случаях гостям преподносили различные подарки, почетным гостям дарили шапан (халат), но подарок мог быть и другим.

Традиции гостеприимства у казахов включают в себя множество различных обычаев, которые применяются в зависимости от ситуации и от статуса гостя.

 

Свадебные традиции в Казахстане

Свадебные традиции в Казахстане – это огромная череда обрядов, начинающиеся со сватовства, и не заканчивающиеся даже после первой брачной ночи. Также, это множество неписанных правил, обычаев. И естественно, одно из важнейших событий в жизни любого казаха. В прошлом часто заключались ранние браки, когда девушке было 13-14 лет, а юноше 14-15. Были также союзы, заключаемые между семьями еще до рождения будущих супругов. Иногда происходили похищения невесты, если ее родители были против свадьбы.

Сговор – «кыз айттыру»

Родители начинали искать невесту для своего сына задолго до его совершеннолетия. Они ездили по селениям, знакомились с достойными семьями, узнавали о наследственности девушек. И если находили подходящую девушку, выражали ее родителям желание стать сватами. Иногда, между хорошими друзьями была договоренность сосватать друг другу будущих детей, и это называлось «бел куда». Были и другие виды сговора о будущей свадьбе. А также была альтернатива в виде смотрин «кыз кору», где молодой человек мог сам выбирать себе будущую жену, но это позволялось лишь сыновьям очень знатных родов, прославленным героям и богатырям.

 

Сватовство – «куда тусу»

Процесс сватовства был непростым, и проходил в несколько этапов. Сначала к отцу девушки приезжал первый сват, которого называли «жаушы», и предлагал создать союз. Если он получал согласие отца невесты, то дарил коня, а отец девушки в свою очередь надевал на свата праздничный шапан. Затем к отцу девушки приезжал отец юноши, и проходило основное сватовство «куда тусу», когда происходило прямое знакомство отцов семей – они ели вместе из одной посуды, и обменивались различными подарками. А также, на этом этапе уже заключалось некое подобие свадебного договора, и не было пути назад, иначе пришлось бы платить «штраф». В конце был третий визит сватов, который называли «бата аяк», где обговаривались все детали будущей свадьбы: дата, объем расходов, приданое, и прочее. А также, в конце сватовства сторона жениха отправляла «калын мал» - подарок в виде скота или лошадей: для бедных семей была норма в 5-6 коров, а богатые могли отправить табун из тысячи лошадей.

Свадьба в доме жениха – «келин тусиру»

Когда караван с невестой прибывал в селение, то ее оставляли на некотором расстоянии от дома жениха, чтобы она прошла в сопровождении местных девушек, и все ее увидели. По пути невесту осыпали «шашу» - конфетами, монетами. Порог дома полагалось переступать правой ногой, с поклоном, чтобы ее «саукеле» практически касался земли. Затем проводился обряд «беташар», когда перед всеми гостями невеста показывала свое лицо. Мать жениха подходила к невесте, целовала ее, и снимала фату. Фату разрезали на множество лоскутов, и обвязывали ими сосуд для кумыса, что было пожеланием многодетности. После этого устраивался свадебный пир, по окончании которого мать жениха вновь подходила к невесте, снимала с нее «саукеле», и одевала шапочку «касаба», что означало переход в статус замужних женщин.

На следующий день после свадьбы в доме жениха проводился обряд бракосочетания «нике кию». Жених с невестой и два свидетеля приходили в мечеть, и садились перед муллой, держащим в руках чашу с водой на дне которой лежали монеты. Мулла читал молитву, а жених с невестой отпивали из чаши. Так повторялось три раза. Затем из чаши пили свидетели, и брали оттуда монеты. Таким образом жених с невестой становились мужем и женой.

После свадьбы

По окончанию всех основных свадебных обрядов молодая жена ходила в гости ко всем родственникам мужа, неся с собой подарки. Там ее всячески испытывали, проверяя ее вежливость и воспитание. Молодой муж отправлялся в дом своего тестя, и так же привозил различные подарки. Помимо этого, проводились различные обряды, способствующие быстрой адаптации девушки к новому дому. Родительский дом девушка могла навестить только через год.

Современная казахская свадьба

Если в прошлом все свадебные обряды растягивались на 3 дня (а иногда и больше), то в настоящее время все это умещают в один день. Некоторые обычаи и обряды порой пропускают. Свадебные наряды девушек похожи на популярные белые платья, однако «саукеле» остался главным атрибутом невесты. Также, вошли в моду общепринятые традиции в виде кортежей, фотосессий на фоне памятников, и т.д. Сегодня казахская свадьба стала похожа на обычную европейскую свадьбу, но люди стараются сохранить традиции предков.

Семейные традиции в Казахстане

Семейные традиции в Казахстане имеют множество уникальных особенностей в плане именования своих потомков, в статусе человека по его возрасту, а также в принципах воспитания детей. Семейные отношения строились на особой иерархии, и большое внимание уделялось родственным связям, принадлежности к определенному роду или клану. Воспитание детей и различные обряды, связанные с взрослением ребенка, имели религиозный характер, и здесь чувствуется симбиоз мусульманских и кочевых традиций.

В первую очередь стоит отметить принцип «жети ата» (в переводе с казахского «семь отцов»), который формировал институт родственных связей. Базовым элементом было то, что внуком семьи становился ребенок от сына, и его называли «немере», а ребенок от дочери назывался «жиен», что переводится как «племянник», и этот потомок уже не мог претендовать на принадлежность к этому роду. Таким образом продолжателями рода были только мужчины. Мальчик, родившийся от внука, назывался «шобере», что значит «правнук». И так далее: сын «шобере» становился «шепшек», что означает «крохотный»; его сын был «немене», то есть «непонятный», а потомок уже в седьмом поколении именовался «туажат», что означает «рожденный быть чужим». Потомок «туажата» назывался уже «журежат», и считался представителем другого рода. Таким образом казахи вели свою родословную до седьмого поколения, и это делалось для того, чтобы люди помнили и чтили своих предков, а с практичной стороны для того, чтобы не заключались браки между близкими родственниками.

Семейные традиции казахов также включали различные принципы воспитания сыновей: старшего сына отправляли к бабушке и дедушке, среднего сына готовили стать воином, а младшего сына оставляли у себя, и ему полагалось помогать своим родителям. С самого рождения, ребенок проходил через множество обрядов, часть которых помогала ему стать самостоятельным и опытным человеком.

Бесике салу– один из первых обрядов в жизни ребенка, это церемониальное укладывание в 

Люльку.

 

Кыркынан шыгару– обряд купания ребенка, когда ему исполняется 40 дней.

 

Тусау кесу– обряд перерезания веревок, связывающих ноги, перед тем как ребенок начнет ходить.

Атка отыргызу– первая посадка на лошадь, с целью подготовить ребенка к кочевой жизни.

Обряд обрезания у мальчиков– классический мусульманский обряд, который казахи проводят, когда ребенку исполняется 5-7 лет.

Все эти и другие обряды проводились для того, чтобы мальчики стали хорошими воинами и добытчиками, а девочки научились заботиться о своей семье и следить за домом.

Также, у казахского народа есть традиция разделять свою жизнь на 12-летние циклы, которые называются «мушел», и начинают считаться после первого года жизни. Первый «мушел» означал детство, и заканчивался в 13 лет. Второй «мушел» означал взросление, и в этот период парни и девушки должны были создать семью, найти свое призвание, научиться вести хозяйство. После 25 лет, в третьем «мушеле» начиналась взрослая жизнь, когда у людей уже есть жизненный опыт, и они умеют решать все вопросы самостоятельно. Четвертый «мушел» начинался в 37 лет, и означал начало мудрости, с этого возраста мужчины, например, могли называться аксакалами, но при условии, что у них уже есть внуки. Пятый «мушел» не имеет какого-то определенного смысла, но является показателем достижений в жизни, а также означает переход к старости. Шестой «мушел» начинается в 61 год и означает старость. В зависимости от «мушела» и семейного положения человека зависело отношение окружающих к нему.

Бытовые и спортивные традиции в Казахстане

Как и в любом народе мира, у казахов были свои бытовые повседневные и спортивные игровые традиции. Сегодня часть этих традиций забылась, а некоторые, наоборот, возрождаются из небытия. Некоторые из них связаны с домом, а другие ситуативные и зависят от обстоятельств. Спортивные традиции в Казахстане в основном встречаются на свадьбах, в рамках национальных и религиозных праздников.



                                                                                                                              Турсалиева Л.А.

                                                                                                                              КазНУ им.аль-Фараби