Непрерывный процесс развития профессионализма ППС кафедры русской филологии и мировой литературы
Непрерывный процесс развития профессионализма ППС кафедры русской филологии и мировой литературы
С 13 по 17 июня 2022 года в Казахском национальном университете имени Аль-Фараби прошла неделя профессионального развития ППС и сотрудников Professional Week-2022.
Цель программы - определение векторов развития профессиональных навыков и компетенций с целью повышения академической политики, результативности научных исследований и эффективности деятельности структурных подразделений.
Результаты обучения в рамках сессии Professional Week-2022:
− определение приоритетов организации образовательного процесса с учетом стратегических целей развития Нового Казахстана;
− модернизация подходов по разработке образовательных программ (curriculum design) и силлабусов (syllabus design).
В рамках профессионального развития ППС и сотрудников НАО «КазНУ имени аль-Фараби» 13 июня 2022 года на кафедре русской филологии и мировой литературы для профессорско-преподавательского состава состоялся семинар в офлайн формате.
В научном семинаре выступили спикеры с презентацией доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии и мировой литературы Л.В Екшембаева на тему: «Трансдисциплинарность как новая научно-методическая парадигма высшего образования (опыт реализации в КазНУ им. аль-Фараби)», кандидат филологических наук, и.о. доцента кафедры русской филологии и мировой литературы Д.Б. Аманжолова на тему: «Методические технологии лингвистических дисциплин».
Среди основных задач, обозначенных в презентациях, выделяется цель — осуществить «переход от междисциплинарности к трансдисциплинарности» в преподавании дисциплин кафедры. Междисциплинарность подразумевает простое «заимствование» техник и методов из других областей науки, тогда как трансдисциплинарность предполагает «функциональный синтез методологий», создание на их основе совершенно новых исследовательских концепций.
Спикер Л.В. Екшембаева считает, что основная идея «Нового Казахстана» - это глобализация и модернизация всех сфер жизни общества. И система высшего профессионального образования не исключение. Одним из возможных способов модернизации системы высшего образования может стать смена его научно- методической парадигмы. Содержание технологии обучения базируется на методологии соответствующей науки; имеет жесткую корреляцию с квалификационными параметрами подготовки специалистов и направлена на их формирование. Это определено НРК МОН РК.
Трансдисциплинарность в образовании – мировая тенденция: ключевой концепт – способность использовать знания и навыки в широком социальном и профессиональном контекстах при решении комплексных проблем.
Объектом новой научно-методической парадигмы образования является научный дискурс.
- Ключевое понятие трансдисциплинарности ставит проблему преобразования научного дискурса в трансдисциплинарный дискурс.
- Цель: продуктивное усвоение научной информации трансдисциплинарного дискурса.
- Средства достижения цели:
- актуализация основных когнитивных механизмов понимания содержания студентами через формализацию знания, определения его типологии;
- выстраивание сценария обучающей деятельности в системе разных учебных действий, направленных на достижение конкретных результатов обучения.
- А это значит, ни одна лекция, не может закончиться только чтением/прослушиванием. Учебный материал лекции должен быть не просто логически выстроен, а представлять собой сценарный план понимания-усвоения знания и актуализации его в учебных ситуациях использования и синтезирования фрагментов знания. А семинарские занятия расширяют контекст его использования.
И последнее: цифровые технологии имеют высокий потенциал качественной реализации образовательного процесса трансдисциплинарного типа. И это тоже надежда на перспективное внедрение трансдисциплинарности как новой научно-методичесекой парадигмы высшего профессионального и послевузовского образования.
В ходе научного семинара выступила спикер Д.Б. Аманжолова. Она объяснила отдельные сценарии достижения квалификационных результатов. Место проблемы понимания в системе научного познания. Причины непонимания научного текста. Ключевые задачи, решение которых способствует развитию речемыслительной деятельности студентов, формированию коммуникативной компетенции будущих специалистов.
Между участниками состоялся очень полезный и конструктивный диалог. В центре внимания спикеров и участников дискуссий были актуальные вопросы, которые сегодня стоят на повестке дня:
– модернизация подходов по разработке образовательных программ;
– развитие научных школ и реализация научных проектов;
– цифровая трансформация образования;
– глобальные тренды образования и науки.
Участники научного семинара высоко оценили вклад наших преподавателей в развитие научно-образовательной деятельности кафедры русской филологии и мировой литературы. Жсе идеи и предложения, которые были выработаны в рамках недели профессионального развития Professional Week-2022, создали новые возможности и основу для дальнейшего развития образования, науки и инноваций в нашем университете.
Доктор PhD кафедры русской филологии
и мировой литературы
Таттимбетова К.О.
ст.преподаватель кафедры русской филологии
и мировой литературы
Ахметбаева У.Д.