Qazaqsha | Russian
Almaty qalasy mektepteri
» » Воспитание современного студента в процессе образования

Воспитание современного студента в процессе образования

      Воспитательная работа является основной частью деятельности вуза. Ведущую учебно-воспитательную функцию призван выполнять профессорско-преподавательский состав. Важно передать следующему поколению не только знания, но и жизненный опыт. Это требует от преподавателя не только чувства ответственности, но и многого другого, включая постоянное самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование.


Задача преподавателя – воспитать гражданина, патриота своей страны. Патриотическое воспитание является одним из механизмов поддержания целостности политической культуры в обществе. И чем сложнее и многограннее патриотическое воспитание, тем большими адаптационными ресурсами оно обладает. Не вызывает сомнений ответственность высшей школы за формирование интеллектуальной и нравственной атмосферы в обществе в целом. Как центры образования, науки и культуры высшие учебные заведения призваны содействовать критическому осмыслению происходящего, оказывать всемирную поддержку исследовательской и гражданской активности студентов, что способствует развитию личности, национально-государственным интересам страны.

Овладение научными знаниями, высокая познавательная активность расширяют кругозор студентов и создают предпосылки для формирования устойчивой позитивной направленности личности, в структуре которой существенное место занимают нравственные потребности, знания, убеждения, мотивы и установки. Процесс формирования нравственной направленности личности студента не должен осуществляться спонтанно, а требует со стороны педагога и воспитанника целенаправленных усилий. И, прежде всего, необходимо создать в коллективах, учебных заведений атмосферу высокой нравственной требовательности.

Профессорско-преподавательский состав КазНУ не мыслит подготовку дипломированных специалистов в отрыве от воспитательного процесса, основной целью которого является социализация, формирование нравственно и физически здорового члена общества. Для достижения поставленной цели в институте решаются следующие задачи:

  • морально-нравственное и этическое воспитание студентов и преподавателей;
  • обеспечение взаимосвязи воспитательного процесса с учебной и научной работой;
  • создание системы вне учебной воспитательной работы;
  • укрепление трудовой и учебной дисциплины;
  • обеспечение высоконравственного климата и высокой культуры быта в студенческих общежитиях.


В вузе успешно функционирует институт кураторов студенческих академических групп. Куратор направляет свою деятельность на формирование сплоченного коллектива, через актив группы создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, взаимопонимания, творчества, высокой дисциплины. Важнейшей задачей куратора является оказание помощи группе в достижении высокой успеваемости, вовлечение студентов в научно-исследовательскую, культурно-массовую работу.

Таким образом, с переходом к рыночным отношениям в экономике роль целенаправленного воспитания специалистов, в том числе нравственного, гражданского и экологического, не снижается, а растет. Основная доля ответственности за воспитание студентов лежит на преподавателе. В наши дни более остро, чем прежде, стоят задачи усиления взаимосвязи обучения и воспитания, т.к. будущий специалист, мыслящий и действующий прагматически приходит к современному мировоззрению через освоение своей профессии и через свои деловые интересы.


Каиржанова А.Т.

преподаватель кафедры русской филологии

и мировой литературы КазНУ им. аль-Фараби