Qazaqsha | Russian
Almaty qalasy mektepteri
» » Дискуссия «Нецензурная брань (мат) в речи студента»

Дискуссия «Нецензурная брань (мат) в речи студента»

      В рамках борьбы за чистоту языка в группах ХИ 216, ТФП 202, 203, 204, 207, 211 группах была проведена дискуссия на тему «Нецензурная брань (мат) в речи студента». 


     Основным лейтмотивом дискуссии прозвучало полное отрицание использования мата в   общественных местах. Как считают студенты, негативное отношение к человеку или событию обычно выражается в нецензурной брани. Брань в общественных местах характеризует человека как носителя вредной привычки и нарушителя норм общественного поведения. Ругань воспринимается как способ вербальной агрессии по отношению к другому человеку, направленная на оскорбление другого человека. В качестве аргументов к озвученному тезису были приведены следующие доводы, как «надо быть воспитанным и культурным», «это оскорбление и унижение другого человека», «нарушение личных границ человека». 

      Участники дискуссии объясняют использование мата в речи недостатком воспитания в семье, часть студентов полагает, что одной из причин употребления брани является бедность словарного запаса человека. Мат понимается как «оскорбление», «преступление», «безграмотность», «бескультурье», «вредная привычка», «зависимость». Мат понимается как зависимость, как и в случае зависимость от курения, алкоголя, наркотиков, которые нуждаются в лечении. Одной из интересных позиций, озвученных на дискуссии, было утверждение, что оскорбление нарушает личные границы человека. Студенты уверены в том, что человек должен быть воспитанным, культурным, должен уметь себя в руках. Молодежь должна сдерживать свой гнев, каким бы он ни был, ни в коем случае не использовать нецензурную брань, этим он выражает уважение как к себе, так и к окружающим. 

    Другая часть участников дискуссии относится к нецензурной брани иначе, считая использование мата  только среди своих друзей, сокурсников, в обычной жизни, нормальным явлением. По мнению данных участников, мат помогает человеку  выразить свои эмоции. Приводится тот факт из медицины, что нецензурная брань помогает человеку снять стресс, употребляется для того, чтобы успокоиться. При сильном стрессе врачи рекомендуют для улучшения психологического настроя выражаться матом для выпуска эмоций, для эмоционального облегчения. Участники, поддерживающие данную позицию, полагают, что без мата речь человека теряет свою привлекательность. Основной лейтмотив данной позиции заключается в том, что человек не имеет права оскорблять других в общественном месте открыто, но в своем кругу среди близких ему людей – друзей и одноклассников – может говорить так, как он хочет, даже с использованием мата. 

     Главной причиной использования нецензурной брани участники объясняют влиянием на сознание молодежи информационного поля в целом, в частности, телевизионных передач, интернета.  Брань широко используется стендаперами на различных тик-токах, шоу, телевидения и радио. Нормой некоторые  студенты считают использование в речи мата среди друзей, без унижения и оскорблений других людей в общественных местах.      

    Закон о недопустимости мата в общественных местах в Казахстане вызвал неоднозначную реакцию у участников  дискуссии – от полного принятия до отрицания. Почти все участники дискуссии признают правомерность данного закона и своевременность. Наказание рублем воспринимается как справедливое наказание за нарушение норм человеческого общения в общественных местах. Распространенность мата как асоциального явления в речи современной молодежи является серьезной проблемой, поэтому эта мера способна остановит этот  поток грязи в речи в обществе целом. Молодежь разделилась на две группы по поводу закона, который должен помочь очистить речь студентов от нецензурной брани. Одна группа считает, что принятие закона приведет  к положительным результатам, после одного или двух штрафов человек серьезно задумается о своем поведении. Другая группа полагает, что такие законы не помогут, если культурный уровень человека низок, человек не принимает иного поведения, чем выражаться только матом. Для этого придется заняться общим воспитанием человека, работать с его сознанием. 

      В ходе дискуссии студенты предложили реальные меры для очистки речи молодежи от нецензурной брани: во-первых, не допускать в стенах университета малейшего употребления мата, применяя Закон о запрете мата в общественных местах. Во-вторых, на эдвайзерских часах проблема использования мата должна быть проработана со всей строгостью, вплоть до вынесения выговора и общественного порицания. В-третьих, отрабатывать психологические проблемы злостных хулиганов путем принудительного  посещения консультаций психолога. 



Базарбаева А.С., кфн, ст.преподаватель кафедры русской филологии и мировой литературы