Qazaqsha | Russian
Almaty qalasy mektepteri
» » Преимущества групповой работы в формировании командного духа студентов

Преимущества групповой работы в формировании командного духа студентов

В стенах Казну имени аль-Фараби студенты получают прочные знания по изучаемым дисциплинам в формате современных инновационных стратегий. Мы убеждены, что проведение практических занятий на занятиях русского языка должна быть не только в традиционной форме, предполагающей обучение предмета по горизонтали «преподаватель» - «студент». В традиционном формате обучения преподаватель «дает» готовый материал для изучения, студент просто «берет» эти знания, не прикладывая для освоения нового материала ни малейших усилий. Обновленная программа обучения предлагает новые стратегии в обучении языковых дисциплин, в которой использование активных методов обучения помогает не только усвоению нового материала, но и способствует развитию творческих способностей студента. С помощью активных методов обучения, разнообразных стратегий и приемов студент учится самостоятельно добывать новые знания и представяет свои знания сокурсникам. На занятиях с интерактивными методами используются не только индивидуальная, но и парная, групповая форма организации учебного процесса. Групповая форма имеет ряд несомненных достоинств, которые способствуют развитию командного духа в группе. Эти навыки работы в группе помогут студенту в дальнейшей профессиональной деятельности.        

   Групповая работа дает возможность попробовать себя в разных ролях: лидера, эксперта, участника. Эта возможность способствует развитию творческой деятельности личности, вырабатывает навык работы в группе в разных ролях. Лидерство дает возможность отточить организаторские способности студента, роль эксперта – умение анализировать и давать оценку, роль участника – выполнять со всей ответственностью порученные задания. Умение коммуницировать и общаться с окружением вырабатывается именно при участии в групповой игре. Студенты учатся считаться с мнением другого члена группы, чувствовать плечо, на которое может опереться в любой момент. Проигрывая разные роли при выполнении очередного задания, студент набирает достаточный опыт в налаживании отношений с другими членами группы.           

      Групповая работа способствует развитию навыка соблюдения тайм-менеджмента, ведь задание дается на определенное время. За данное время группа должна составить план в формате кластера или конспект текста в формате ментальной карты. Лидер распределяет обязанности в группе, регулирует процесс выполнения работы. Группа обязана за данное короткое время выполнить задание и отчитаться. Здесь важна слаженность работы группы в целом, вся группа выступает как один человек. За промахи или невнимательность одного из членов групп отвечает вся группа, поэтому каждый член должен с полной ответственностью относиться к данному заданию при выполнении своей части работы. Также важно понимать роль взаимовыручки при подобном формате работы группы, члены группы должны уметь заменить своего сокурсника, который не справляется со своей частью задания. Отвественность за взаимозаменяемость ожится полнотью на лидера группы, обязанного контролировать весь процесс подготовки выполнения поставленной задачи. В случае, если лидер сам вышел из строя (по определенным причинам) группа должна заменить самого лидера.

      Студенты в формате группы лучше узнают друг друга, знают точно, кто на что способен. При распределении заданий учитывают способности друг друга – кто хорошо рисует, тот занят кластером или ментальной картой. У кого развита разговорная речь, тот готовит выступление от всей группы. Студенты в ходе групповой работы видят и знают свои слабые и сильные стороны, знают, на кого можно рассчитывать. Даже при смене ролей в группе студент получает опыт работы по той части заданий, где ему сложнее всего. Для развития речи студенту с недостаточно развитой речью русского языка придется больше времени потратить на выступление. Студенту придется отработать свое выступление, прежде всего перебороть страх выступления перед аудиторией. 

      Несомненным приоритетом групповой работы является развитие творческих способностей у студентов, формирование применения игровых элементов в процессе проведения занятия. Игры способствуют повышению интереса к теме, к изучаемому предмету, мотивируют  освоению материала в полной мере. Как известно, использование игры при групповой работе всегда должно соотносится с изучаемой темой. Игровые элементы при групповой работе также способствуют изучению и усвоению изучаемого материала. Также использование различного рода квестов, многочисленных видов программных игр при выполнении групповой работы на заданную тему способствует более прочному усвоению изучаемой темы. 

    При групповом формате проведения занятия по русскому в вузе аудитория расцвечивается разными красками, становится намного живее восприятие и видение мира. Использование различных графических форм работы с текстом – кластера, ментальной карты, фишбоуна, диаграмы Венна, ромашки вопросов и т.д. – в полной мере способствует восприятию обучения не только в черно-белом формате, но также и в цветном. Использование цвета в выполнении заданий по активным методам обучения является обязательным критерием грамотного освоения материала по предмету. Умение работать с цветом учит студента различать не только цвета, но и оттенки в оформлении кластера, способствуя равитию творческих способностей. Видеть мир во всех цветах определяет психологическое состояние студента, воспитывает умение отражать этот мир адекватно. Как видим, преимущества групповой работы в изучении языковых дисциплин имеет ряд достоинств. Эта форма организации работы в группе требует от преподавателя умения организовать этот вид работы интересно и грамотно. Студент, самостоятельно освоивший материал и предложивший свое объяснение в презентации, в различных заданиях и игровых элементах, после окончания вуза сможет решить любую профессиональную проблему. 


Базарбаева А.С., кфн., ст.преподаватель кафедры русской филологии и мировой литературы