Специфика работы с иностранными студентами в университете
Одной из ключевых характеристик университета мирового уровня, отражающих его рейтинг на мировом рынке образовательных услуг, является наличие значительной доли иностранных студентов. КазНУ имени аль-Фараби имеет многолетний опыт обучения иностранных граждан из Китая, Индии, Южной Кореи, Турции, США, Ирана, Афганистана, Монголии, Туркменистана, Узбекистана и других стран.
Эффективность обучения иностранных студентов, в первую очередь, зависит от того, насколько успешно они адаптируются к новой языковой и социальной среде. Поэтому роль учебного процесса заключается в создании необходимых условий для их адаптации.
Исходя из этого, к основным задачам учебного процесса относятся:
- адаптация к новой языковой и культурно-социальной среде;
- развитие коммуникативной компетенции иностранных студентов;
- учет национально-культурных особенностей иностранного студента.
Помимо учебно-методических, организационных задач, возникающих в связи с приездом иностранных слушателей, имеются и психологические проблемы, на которые необходимо обращать внимание. Следует отметить, что студенты, приезжающие из ИРА, Ирана и т.п., сталкиваются с трудностями, связанными с восприятием существующих гендерных стереотипов в стране. В процессе общения с ними важно учитывать их ценностные ориентации и особенности национального мировоззрения, необходимо считаться с национальным менталитетом.
На начальном этапе обучения языку студенты-иностранцы включаются в уроки диалоги, ролевые, имитационно-моделирующие игры, учитывающие межкультурные различия. Участие иностранных студентов в общественной, культурно-массовой, спортивной жизни университета осуществляется в учебных экскурсиях, а также в различных конкурсах и конференциях. Это помогает им включиться в иную культуру через восприятие языка и культуры, понимание межличностных отношений.
Таким образом, все виды работ, направленных на языковую и культурно-социальную адаптацию, составляют специфику работы с иностранными студентами, учат их межкультурному общению, помогают преодолеть барьеры общения.
К.филол.н., ст. преподаватель кафедры русской
филологии и мировой литературы КазНУ имени аль-Фараби
Ж.Т. Абдуллаева