Qazaqsha | Русский
Школы города Алматы
» » Звёздочки ясные, звёзды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Силу великую знания жгучего…

Звёздочки ясные, звёзды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Силу великую знания жгучего…

Звёздочки ясные, звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Силу великую знания жгучего…


С 13 по 18 февраля 2023 года в г. Алматы был организован и проведен региональный этап республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений. Свою миссию организаторы олимпиады – специалисты Республиканского научно-практического центра «Дарын» определили так: пробудить и поддерживать творческую инициативу школьников, т.е. создавать олимпиадную среду, способствующую сознательному и творческому отношению школьников к процессу образования и самообразования; ­ расширять возможности оценки знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе; ­ активизировать творческие способности учащихся и определить научно-исследовательские приоритеты; ­ выявлять учащихся, которые могут представлять своё учебное заведение на последующих этапах олимпиады.


В состав региональных жюри вошли представители профессорско-преподавательского состава КазНУ им. аль-Фараби.

Проверку письменных работ участников олимпиады по различным разделам учебных предметов «казахский язык», «казахская литература», «русский язык», «русская литература» осуществляли преподаватели филологического факультета КазНУ им. аль-Фараби (к.филол.н. Саткенова Ж.Б., к.филол.н. Абдрахманова Ж., к.п.н. Мизанбеков С.К., PhD Демченко А.С. и др.).


Как отмечает к.п.н., ассоциированный профессор (доцент) кафедры русской филологии и мировой литературы Мизанбеков С.К., вопросы, поставленные перед участниками олимпиады, активизировали творческую деятельность учащихся, требовали развёрнутого ответа, демонстрирующего культуру письменной речи, способность учащихся последовательно и доказательно излагать свою точку зрения. 

Например, в эссе на тему: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» участники олимпиады продемонстрировали и культуроведческие, и собственно лингвистические (языковедческие) компетенции. Каждая творческая работа представляет собой цельный, связный, завершённый текст. Опираясь на формулировку темы, ребята рассуждали, используя аргументы, иллюстрировали свои мысли примерами из других произведений. Участники олимпиады продемонстрировали умение соединить элементы ответа в законченное письменное высказывание (богатый словарный запас; использование разнообразного арсенала грамматических конструкций). 


Задания олимпиады, – отмечает  PhD, составитель учебников нового поколения Демченко А.С., – имели проблемный характер, включали в себя некоторую познавательную трудность и для выполнения подобных заданий недостаточно работы по знакомой схеме.

Так, живой интерес у ребят вызвали задания с текстами новой природы (составными, поликодовыми, креолизованными), в построении которых принимают не только вербальные, но и невербальные (графико-визуальные и иллюстративные) средства. Учащиеся проявили лингвистическую интуицию в решении неординарных вопросов, например, используя шифр Цезаря, расшифровали мудрые изречения великого казахского просветителя Ыбырая Алтынсарина. 

По мнению Алёны Сергеевны, знание пословиц, крылатых выражений, умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте явилось показателем речевого мастерства и высокого уровня языковой культуры участников олимпиады. Ребята продемонстрировали знания о взаимосвязи развития языка и истории народов, о языковом разнообразии Республики Казахстан; правильное употребление средств выразительности в речи, умение дать аргументированную оценку поступкам персонажей с позиций моральных норм.

Подводя итоги регионального этапа республиканской олимпиады, руководитель областного учебно-методического центра по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи «Жас дарын» Онбырбаева Д.Т. пожелала всем участникам удачи и дальнейшей продуктивной работы: «Безусловно, интеллектуальный праздник объединил талантливых учащихся Алматинской области. Это значимое мероприятие является самым главным коммуникативным инструментом, который дает возможность «строить мосты» во взаимоотношениях, изучать культуру и языки, активизировать контакты и сотрудничество, особенно в сфере науки, образования и культуры». 



Авторы: Мизанбеков С.К.,

Демченко А.С.