Обучение профессиональной коммуникации студентов КазНУ имени аль-Фараби
В настоящее время НАО «КазНУ имени аль-Фараби» ведёт подготовку специалистов по 131 образовательным программам бакалавриата. Основной целью университета является обеспечение необходимых условий для получения студентами качественного профессионального образования
Главной задачей профессиональной языковой подготовки студентов разных направлений является обучение языку специальности, профессиональной научной речи. В обучении профессиональной коммуникации одним из важнейших условий является необходимость овладения письменной и устной научной речью.
Исходя из этого, обучение русскому языку студентов национальных групп первого и второго года обучения в университете предполагает обучение языку специальности, которое носит профессионально-ориентированный характер. В обучении научному тексту со студентами проводится большая предварительная работа. В первую очередь, необходимо познакомить их с понятиями «стиль», «научный стиль», со стилевыми особенностями научного стиля, при этом уделив особое внимание текстам по специальности.
В результате обучения русскому языку студенты смогут: понимать структурно-смысловую организацию текста по специальности; выполнять различные операции с текстом: описывать, обобщать информацию, аргументировать, делать выводы; осуществлять анализ и компрессию текста по специальности; применять систему языковых и профессиональных знаний для расширения задач профессионального общения; ориентироваться в потоке научной информации.
Для профессиональной коммуникации одним из важнейших условий является необходимость овладения культурой устной научной речи. Если в первом семестре студенты изучают письменную научную речь, то во втором семестре плавно переходят к освоению навыков устной научной и деловой коммуникации. Примером успешного освоения данной учебной программы являются студенты факультета экономики и бизнеса специальности «Логистика» КазНУ имени аль-Фараби. В завершении курса для развития деловой и научной спонтанной устной речи студентов проводились ролевые игры в формате «Пресс-конференция» на различные актуальные темы. Цель ролевых игр: сформировать у студентов культуру устной научной речи и навыки применения на практике терминов по специальности и лексики, включающей следующие виды диалогов: диалог-расспрос, диалог-унисон (согласие), диалог-диссонанс (несогласие), диалог-уточнение, диалог (полилог) - обсуждение. В процессе игр студенты смогли продемонстрировать знания и навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Использование различных активных методов на этапе обучения профессиональной коммуникации побуждает интерес студентов к поиску и анализу информации по специальности, а также самостоятельно творчески вырабатывать решения, способствует формированию их практических умений и навыков.
Абдуллаева Ж.Т.,
к.филол.н, ст. преподаватель кафедры русской
филологии и мировой литературы филологического
факультета КазНУ им. аль-Фараби