Qazaqsha | Русский
Almaty qalasy mektepteri
» » Критическая оценка литературы в области культуры

Критическая оценка литературы в области культуры


Писатель в роли теоретика и критика отнюдь не является универсальной потребностью в истории культуры. В некоторых традициях литература и теория — это два вида деятельности, которые нельзя смешивать. Читатель помнит, что поэтика как отдельная наука, созданная Аристотелем, не предполагала его участия в оценке литературной практики. В других традициях, наоборот, поэт может быть одновременно и автором поэтики; на самом деле поэтика рассматривается как тип литературной деятельности.


Теории и критика писателей учитывались и изучались литературоведами с тех пор, как возник этот феномен отдельной проблемой литературоведения, однако она была осознана относительно поздно. Опыт подчеркивает, насколько прекрасной может быть тема изучения критических замечаний Абая о литературе. За прошедшие десятилетия все замечания Абая о литературе были отобраны, систематизированы и изданы отдельными изданиями, многократно переиздававшимися.

То же самое можно сказать и о литературоведении, будь то казахское или русское. которое в последней трети ХХ века уделяло особое внимание проблемам писательской критики и теории. Суждения писателей о литературе и литературном произведении напечатаны отдельными книгами, которые были посвящены изданию и изучению литературно-критических текстов казахских и русских писателей.

Однако сами по себе специализированные публикации литературоведческих текстов недостаточны для решения проблемы, сформулированной в названии данной статьи. Сложность в том, что суждения писателей о литературе могут содержаться как в прижизненных текстах, так и в архивных материалах; как в специальных статьях, критических работах, манифестах, теоретических исследованиях и предисловиях, так и в неоконченных набросках, письмах, журналах, воспоминаниях современников и, наконец, в самих художественных произведениях. Очевидно, что обработка этих разножанровых источников в каждом случае имеет свою специфику, и составление на их основе общей картины требует дополнительной аналитической работы.

Здесь следует помнить, что, несмотря на общность значений ключевых слов и внешнее сходство механизмов создания современных литератур, классика имела принципиально разные значения для культурно-исторических идентичностей Казахстана и России.



Докторант 2 курса КазНУ им. аль-Фараби

Ализбай Б.М.