Qazaqsha | Русский
Almaty qalasy mektepteri
» » Формированию коммуникативной компетенции студентов

Формированию коммуникативной компетенции студентов


На современном этапе в рамках триединства языков немаловажная роль отводится к изучению русского языка. Обучение русскому языку студентов национальных групп в Казахском национальном университете имени аль-Фараби предполагает обучение языку специальности, которое носит профессионально-ориентированный характер. Овладение языком специальности, получение студентами научной информации является фактором активного включения их в сферу науки, производства и общественной жизни.

Наиболее главное в процессе обучения русскому языку студентов национальных групп  это формирование навыков употребления усвоенного знания на практике. Для этого необходимо формировать коммуникативные умения студентов. Коммуникативные умения проявляются, прежде всего, в умении работать с текстом: определять стиль и тип речи, правильно формулировать тему и идею, различать языковые особенности текста, а как результат - создание собственных текстов определенного стиля.

Эффективному формированию коммуникативной компетенции студентов в процессе обучения русскому языку содействует методика систематизации и обобщении знаний. 

Студенты-первокурсники национальных групп имеют представление о речевых различиях официально-делового, разговорного, художественного, публицистического и научного стилей, которое необходимо в процессе обучения русскому языку систематизировать и углубить. 

Стили различны по сфере употребления, цели употребления, средствам выражения и жанрам. Для общей характеристики функциональных стилей речи можно четко выстраивать знания в краткую структурную систему с помощью критериев, на основе которых выделяются стили речи.

 В ходе обобщения знаний студентов по функциональным стилям речи можно использовать вышеназванные критерии выделения стилей речи в качестве ориентира. При этом использование интерактивного метода обучения, в частности, технологию коллективного взаимодействия, т.е. групповую форму работы создает благоприятные условия для более эффективной организации занятия и активного включения каждого студента в учебный процесс. Например, студенты делятся на 5 микрогрупп (по числу стилей речи). В задание каждой группы входит характеристика стили речи по вышеназванным критериям. Работая в группе, студенты имеют право помогать друг другу, вести необходимые записи, консультироваться с преподавателем. В конце работы каждая группа презентует свой стиль речи, при этом преподаватель исправляет ошибки, дополняет ответы студентов. Другие группы делают записи по презентуемому стилю речи. При совместной деятельности в процессе освоения знаний о функциональных стилях речи каждый студент вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, что позволяет студентам не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умения выслушивать мнение другого, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

В результате процесс запоминания протекает более качественно, что в дальнейшем при работе с текстами у студентов формируется алгоритм действий определения принадлежности текста к определенному функциональному стилю речи. Эти критерии помогут студентам не только закрепить и упрочить усвоенный материал, но и выстраивать знания по функциональным стилям речи в четкую структурную систему. Это, безусловно, способствует повышению качества усвоения изученного материала.

Таким образом, регулярное применение методики систематизации и обобщения на занятиях русского языка способствует формированию у студентов прочных знаний, что является важным условием повышения качества обучения.  

Абдуллаева Ж.Т.,

                                к.филол.н, ст. преподаватель кафедры русской

                                филологии и мировой литературы филологического

                               факультета КазНУ им. аль-Фараби